Суббота, 23.11.2024
Билярская средняя общеобразовательная школа
Меню сайта
Главная » Статьи » История школы

Школа в годы ВОв

Школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Нам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.


Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. явилась важнейшей и решающей составной частью Второй мировой войны 1939- 1945 гг. В войне с фашизмом решалась судьба не только Советского Союза, но и всей Европы, всего мира.
22. июня 1941 года на нашу Родину предательски напала фашистская Германия. Весь народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину, как на фронте, так и в тылу.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на деятельности школы. Директором в начале войны был Белов Роман Николаевич. После ухода Белова на войну директором стал Листов В. Г.
Следом за Беловым Романом Николаевичем на фронт уходят следующие учителя:
Хлопов Михаил Григорьевич (учитель черчения и рисования) 1919 года рождения в 1938 году окончил Елабужский библиотечный техникум. Проработав в Казанской библиотеке 9 месяцев, не дожидаясь призыва в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, 5-го мая написал заявление в Тбилисское конно-артиллерийское училище и после сдачи экзаменов был зачислен курсантом. По окончании училища с отличием 9 июня 1941 года в звании лейтенант отправился в распоряжение командира 258 артполка 58 стрелковой дивизии, 12 армии, расположенной на территории Западной Украины.
В послевоенные годы, 15 апреля 1985 года, был награжден орденом Красной Звезды, а 11 апреля 1985 года – орденом Отечественной войны. В мирное время награжден 7-ю юбилейными медалями. За работу в школе в течение 30 лет награжден знаком «Победитель соцсоревнования 1974 года» и медалью «Ветеран труда». За общественную работу награжден 7-ю почетными грамотами.
Ермилов Сергей Васильевич (учитель истории).
В 1938 году окончил Билярскую среднюю школу и поступил в Казанский Государственный Педагогический институт. С 18-го апреля 1941 по 29 мая 1946 года служил в рядах Красной Армии. Прохождение службы начал в городе Новохоперске Воронежской области Орловского военного округа, где и застала его Великая Отечественная война. В июле 1941 года был зачислен курсантом в Бердичевское военно-пулеметное училище, которое окончил в марте 1942 году в городе Чкалове(Оренбург) с присвоением воинского звания – лейтенант.
По окончании службы продолжил учебу в КГПИ, который окончил в июле 1948 года и начал трудовую деятельность учителем истории и завучем Билярской средней школы.
Затем в течение 7-ми лет он был на партийной работе. С 1960 года в течение 20-ти лет, до выхода на пенсию, Сергей Васильевич работал директором Билярской средней школы.
Матросов Георгий Петрович (учитель труда и физкультуры).
1922 года рождения.
Был принят в РККА в 1941 году.
Войсковая часть и ее адрес 120 т .б/р.
В 1942 году 7-ого августа был ранен осколками авиабомбы.
Елдашов Владимир Ильич (учитель химии).
Дневник солдата.
«… В 1943 году наша армия освобождала свою территорию, так что горечи отступления я не испытал. Наша рота охраняла Горьковский кремль, завод радиоаппаратуры и Балахинский бумажный комбинат. В октябре наш полк перевели куда-то в район Курска, я в это время попал в маршевую роту, и теперь я минометчик.
Февраль 1943 года. Под Невелем – первое боевое крещение. Я самый молодой в роте. Старые солдаты пытаются уберечь меня от тягот солдатской службы. За что они меня так любят? Может, у них у самих такие же сыны на фронте? Медленно продвигаемся вперед…. Немецкие войска еще не падают духом. Бросают на наши окопы листовки с призывом сдаваться к ним в плен, а то скоро будет генеральное наступление…. В июне 1944 года наступление действительно было, но уже не немецкое, а наше. Освобождены Полоцк, Липецк и в Литве – Шауляй, Тельшой (Первый Прибалтийский фронт).
Девяткин Пётр Семёнович (учитель труда).
Родился в 1899 году в селе Билярске.
Мобилизован Билярским РВК 4-ого мая 1942 года.
Место службы - п/п 1857, 274 авторота подвоза в составе 226-ой стрелковой дивизии ОРВО.
Звание- красноармеец.
Горбунов Василий Иванович (учитель математики).
Родился в 1900 году в селе Билярск, мобилизирован Билярским РВК , красноармеец п/п 75774 –Б 599 гаутично- артполк.
После войны работал учителем математики.
Беляев Александр Иванович (военный руководитель).
Преподавал военное дело и физкультуру. После курсов младших командиров попал на фронт в войска воздушного наблюдения, оповещения и связи. После войны продолжил службу . Умер в мирное время.
Сафонов Григорий Александрович ( завуч школы, учитель матемитики).
1909 года рождения, погиб в бою 30 января 1944г. в звании рядового.
Захоронен в Ленинградской области Гатчинского р-на, г. Сиверский.
Белов Роман Николаевич ( директор БСОШ, учитель литературы).
Образование высшее.
Окончил КГПИ.
Активный общественник.
Депутат райсовета.
Погиб в 1945 году.
Хасаншин Михаил Шайморданович (учитель истории).
Романов Николай Михайлович (преподавал Основы Дарвинизма).
Образование высшее.
Окончил КГУ.
Канунов Семен Иванович (учитель начальных классов).
Ушёл на фронт вместе со своими сверстниками и пропал без вести.

Но не всем из ушедших на фронт учителям пришлось вернуться домой. На полях сражений остались:
Канунов С.И., Белов Р.Н., Сафонов Г.А., Девяткин П.С.
На их смену пришли эвакуированные учителя. Так как они работали короткое время, то сведений о них мало.
Хмара Наталья Ивановна
Работала в нашей школе учителем русского языка и литературы. Замечательный человек и педагог, который все свои знания и умения отдавала делу обучения. На своих уроках она применяла самые различные методы и приёмы обучения. У её учеников всегда были самые лучшие тетради, которые выставляли на выставку в районе. Приветливость, доброжелательность, великодушие и порядочность – все эти качества присущи Наталье Ивановне.
Шварц Антонида Матвеевна
Антонида Матвеевна имела незаконченное высшее образование. Работала в нашей школе учительницей русского языка 24 года. Сколько за эти годы обучила детей, зажгла юные сердца чувством неугасимой любви к нашей Родине. Она глубоко знала и любила свой предмет. Обучение и воспитание на уроке Антониды Матвеевны являлось единым неразрывным процессом. В 1961 – 1962 учебном году А. М. Шварц была назначена классным руководителем 7 «б» класса, который пользовался в школе очень плохой репутацией.
На борьбу за высокую успеваемость и отличную дисциплину различными путями шла к этой цели Шварц. Она будила инициативу учащихся класса. Очень часто Антонида Матвеевна проводила с учащимися класса беседы о труде, как основе жизни общества, доводила до сознания учащихся, что труд – важнейшая обязанность и дело чести советского человека .И ребята изменились в лучшую сторону благодаря терпению и требовательности учителя. Шварц А.М. делилась своим педагогическим опытом с молодыми учителями.
Раиса Наумовна
Раиса Наумовна - мудрый и справедливый педагог. Она преподавала историю. Выдержанная и требовательная, умеющая приструнить расшалившихся озорников, но вместе с тем любящая и понимающая своих учеников, вкладывающая всё своё сердце в дело воспитания и обучения детей. Её неподдельная искренность, несомненный педагогический талант завоевали привязанность и любовь детей.
Маргарита Петровна
Работала в нашей школе учителем по черчению. На своих уроках Маргарита Петровна всегда стремилась интересно и наглядно преподнести школьный материал. Это человек яркий, добрый, с большим педагогическим опытом. Её уроки – это уроки открытия, уроки мастерства, уроки опыта.
Александра Михайловна
Вспоминая Александру Михайловну, молодую учительницу математики, которая за это короткое время дала нам очень многое: новые знания, навыки и умения, теплоту своего сердца. Математику она преподавала профессионально и занимательно.
На уроки Александра Михайловна всегда приходила элегантно одетая, аккуратная. Девочки спешили каждое утро в школу, чтобы встретиться с ней.
Резин Антонина
Резин Антонина преподавала немецкий язык. Каждый урок, который она проводила, - были сказка, путешествие в чудесную неизвестную страну новых знаний. Антонина - талантливый педагог, наделённый редкими душевными качествами, доброжелательный, интеллигентный человек. На её уроках царила атмосфера взаимного уважения.
Василий Григорьевич
Он преподавал историю и хорошо знал свой предмет. Его уроки – это новое открытие в мир знаний. Запомнилось, что на нём всегда была шинель.
У Василия Григорьевича было плохое зрение. На своих уроках он обязательно делал перекличку, чтобы проверить посещаемость учащихся.
Василий Григорьевич учил детей быть людьми, любить и уважать старших, быть хорошими товарищами.

Вместе с учителями, а порой и раньше их уходили на войну выпускники школы. Для некоторых из них последний школьный бал оставался последним праздником.
МАТРОСОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Родился 1 мая 1921 года в селе Билярске. После окончания школы был мобилизован в ряды Красной Армии Билярским РВК в 1941 году. Служил в органах МВД в должности лейтенанта 32 МПС 7 МСД. Был дважды ранен, а в1945 году был демобилизован в с. Билярск. После войны работал в райисполкоме. В последнее время работал в сельхозтехнике. Умер 20 мая 1990 года.
Матросов Михаил Васильевич
18 летним Михаил попал на фронт, воевал с октября 1942 г. по июль 1944 г. Был ранен. Он участник боев под Воронежем, Сталинградом и на Украине, отличный разведчик 1 Украинского фронта. После войны работал зоотехником, а закончив Казанский ветеринарный институт, стал ветврачом.
Гришанин Михаил Семенович
1924 г.р., место рождения - д. Александровка
Мобилизован в 1942 г. Алексеевским РВК, сержант,
Ком. Отделения, демобилизован в 1947 г.
Место работы - молзавод, слесарь
Умер в 2001 году, похоронен
в селе Билярск.
Пеньковцева Клавдия Филипповна
1923 года рождения, место рождения: село Билярск.
Мобилизована в 1941 году
Билярским РВК, ефрейтор,45 зенпулп,
демобилизована в 1945 году.
После войны работала техничкой.
Умерла в 2001 году
Обрезкова Клавдия Николаевна
В июне 1942 года была призвана в ряды Советской Армии в 652-й батальон аэродромного обслуживания 142-й авиодивизии в г. Горький.
Имеет награды:
Медали «За победу над Германией в ВОВ в 1941-1945 г»
«25 лет в в Победы ВОВ»
« 30 лет Победы в ВОВ»
Анатолий Серов
Комсомолец Анатолий Серов в первые же дни боевого крещения с противником отличился как храбрый, смекалистый солдат. Он первым поднялся на врага и в штыковом бою уничтожил пять финских солдат.
Когда командир отделения был тяжело ранен, Анатолий принял командование на себя и продолжал бить врага. Ему присвоили звание младшего сержанта. В апрельских боях 1942 года заместитель политрука Анатолий Серов за героизм и отвагу был награжден орденом Красной Звезды.
Выдержку, смелость, находчивость проявил А.Н. Серов в боях за освобождение Карелии в 1944 году. Родина наградила его за отличие в боях орденом Ленина. О Серове в то время писали неоднократно в армейской печати.

Шляпников Михаил Сергеевич.
Полный кавалер ОРДЕНОВ СЛАВЫ.
«…. Билярцы дрались с ненавистным врагом, как львы. Ни один не опозорил себя, своё родное село, свою Родину»,- так писал в своей книге Булатов Ф.Г. «Будни фронтовых дней»

Но школа продолжала жить. Её работа была построена применительно к суровым условиям военного времени.
Какой же была школа в годы войны? Это мы узнаём из воспоминаний учащихся тех лет.
Учебные классы, как правило, были переполнены. В одном классе могло быть до 30 учащихся, по 3-4 человека за одной партой. Парты были чёрного цвета с наклонными столами и с откидной доской. Учитель имел стол и стул в начальных классах, а в старших классах учитель стоял за кафедрой. Классная доска была прибита к стене и покрашена в черный цвет. На стенах в классах и коридорах висели портреты Ленина и Сталина. В школу ходили с портфелями, а у кого их не было - с тряпочными сумками. Писали перьевыми ручками и носили с собой чернильницы. Тетради выдавали в школе.
Установленной формы одежды не было. В школу ходили в одежде, которая имелась дома. Школа плохо отапливалась, и дети сидели в тёплых вещах. Но требования к чистоте и опрятности внешнего вида не отменялись. Девочки заплетали волосы в косы, завязывали хвостики с бантами, носили короткие стрижки. У мальчиков были короткие стрижки.
В школе кормили не всех, а только тех, у кого отцы были на фронте или погибли. Кто мог, брал с собой кусочки хлеба. Продукты получали по карточкам на каждого члена семьи только служащих. Колхозникам хлеба не давали. Хлеб давали по 300-400-600 граммов на человека. Из воспоминаний учеников военных лет:
«В годы войны было трудно учиться, не было в достатке книг, тетрадей, одевались бедно.» ( Таширов Александр Гурьянович)
«Было по 3 урока: чистописание, решение задач, примеров, чтение. Книги были, но 3 книги на 15 учеников.» (Серова Анна Владимировна)
«В нашем классе было 15 учеников: 8 юношей и 7 девушек. Для всех было характерное желание учиться. У каждого из нас были свои планы, свои мечты, но Великая Отечественная война распорядилась по-своему.» (Ермилов Сергей Васильевич)

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. Ежедневно проводили зарядку. Учитывая военное время, нужно было обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, их готовность защищать Родину. Для этого в школе создавались группы ( роты, взводы). В школе было налажено питание тем учащимся, чьи отцы погибли. Детей фронтовиков освобождали от оплаты за учёбу. Многим учащимся была оказана материальная помощь. В военных условиях школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением.
Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов. Ведь в селе остались старики, женщины и дети.. Ребята пололи овощи, собирали и возили их на склад, работали на уборке сена, хлеба, возили воду на парники. Осенью, уже во время учебных занятий, помогали убирать картофель, собирали колоски. За это ученикам давали 200 граммов муки на «затируху» и 200 граммовхлеба. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активно помогали семьям фронтовиков.
Военное время требовало от учителей и учащихся огромной выдержки, терпения, стойкости.
Учителя читали лекции, проводили беседы о событиях на фронте. Из их числа были организованы машиноведческие курсы с целью помощи колхозам, о чём можно прочитать в приказе №48 от 12 декабря 1941 года

Свою работу хочется закончить словами, которые были сказаны выше в воспоминаниях старожилов:
«Несмотря на тяжелое время, голод и горе (почти в каждый дом приходили похоронки) , люди не озлобились и жили дружно. Каждый помогал, как мог, другому.»
В этом - сила и дух русского народа.

Категория: История школы | Добавил: vital (09.03.2010)
Просмотров: 2589 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Год космонавтики
-->
Саит Билярской школы!