Школа и производство.
БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ ГДЕ-ТО СЛЫХАЛИ ПРО ЭТО,
А МОЖЕТ, ЧИТАЛИ В СТИХАХ У ПОЭТА:
РЕЗНОЕ ОКОШКО, РЕЗНОЕ КРЫЛЕЧКО
И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА НАД ТИХОЮ РЕЧКОЙ.
ВОЗМОЖНО, ВЫ ГДЕ-ТО ВИДАЛИ КАРТИНУ:
БЕСКРАЙНИЕ ДАЛИ, ХОЛМЫ И ДОЛИНУ,
СЕЛО, ПОЛИСАД ИЗ ДУШИСТОЙ СИРЕНИ
И СЕЛЬСКУЮ ШКОЛУ ПОД ЛИПОВОЙ СЕНЬЮ.
ЗДЕСЬ ЖИЗНИ ЗЕРНО ОХРАНЯЕТ ПРИРОДА,
СМЕНЯЕМОСТЬ СУТОК И ВРЕМЕНИ ГОДА,
РОЖДЕНИЕ, ПОМИНКИ, КРЕСТИНЫ И СВАДЬБЫ.
И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА СТАРИННОЙ УСАДЬБЫ.
ЗДЕСЬ КОРНИ СТРАНЫ, ЗДЕСЬ ИСТОКИ НАРОДА,
СНЕГОВ БЕЛИЗНА, АЛЫЙ ОТБЛЕСК ВОСХОДА,
И КУПОЛ НЕБЕС ОСЛЕПИТЕЛЬНО СИНИЙ,
И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА – НАДЕЖДА РОССИИ…
Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни. Э. Хемингуэй.
Важной и интересной формой приобщения учащихся к общественно полезному труду оказалась организация ученических производственных бригад. Первые такие бригады были созданы в 1955 г. в Ставропольском крае, а затем получили распространение в других областях и республиках. В решениях XX съезда КПСС подчеркивалась важность и необходимость этой работы и отмечалось: "Надо перестроить учебную программу средней школы в сторону большей производственной специализации с тем, чтобы юноши и девушки, оканчивающие десятилетку, имели хорошее общее образование, открывающее путь к высшему, и, вместе с тем, были подготовлены к практической деятельности, так как большая часть выпускников будет сразу приобщаться к труду в различных отраслях народного хозяйства”. Решения съезда оказали большое влияние на улучшение работы общеобразовательной школы, придание си более тесной связи с нуждами и запросами народного хозяйства Опыт совместной работы комсомола с педколлективами подсказывал, что становление молодого механизатора, животновода, рабочего или специалиста начинается не с первой записи в трудовой книжке, а гораздо раньше - в ученической производственной бригаде, лагере труда и отдыха. Профориентационная работа позволяла ребятам приобщаться к сельскохозяйственному труду во время обучения в школе, легче сориентироваться в выборе профессии. В практике школ района укрепились разнообразные формы связи обучения с производительным трудом: учебные мастерские, школьные лесничества, отряды и звенья юных животноводов, бригады по ремонту школьных помещений и ферм. Ученическая производственная. Статья в газете «Заря» от 24 августа 1968 года. В 1967- 68 учебном году лучшей в районе стала производственная бригада Билярской средней школы, руководимая Сергеем Ефремовичем Богатовым. Производственной базой является земельный участок в 96 га, выделенный школе колхозом имени Свердлова еще в 1958 году. На нем введен свой севооборот. За школой закреплено два трактора с прицепным инвентарем, комбайн и трактор для прохождения практики по вождению. В этом году бригада произвела посев следующих культур: картофеля- на 32 га, пшеницы- на 40 га, гречиха – на 20 га, травы- на 4 га. В состав бригады входят учащиеся 8- 9 классов в количестве 372 человек. Учащиеся сами готовят семенной материал для участка, производят посев, вносят минеральные удобрения, ухаживают за посевами, убирают урожай и сдают готовую продукцию на склады колхоза имени Свердлова. За последние три года провели ряд опытов по выявлению эффективности минеральных удобрений при выращивании пшеницы сорта «лютесценс- 758». В прошлом году на всей площади, засеянной учащимися, получен урожай пшеницы 32 центнера с гектара, а на опытных участках- 36 центнеров с гектара. В школе ведется журнал учета проведенных опытов на производственном участке с 1962 года. В 1968 году бригада проводит опыт по испытанию эффективности минеральных удобрений на повышение урожайности картофеля. В журнале и дневниках записываются фенологические наблюдения, подводятся итоги опытов и рекомендации для колхоза. В период прохождения летней практики учащиеся получают одноразовое питание за счет колхоза. Из воспоминаний Галины Васильевны Кручининой. На пришкольном участке в основном закладывались опыты. Зав участком была Симонова Евдокия Павловна. Это очень ответственный, любящий свой предмет учитель. Мы с ней работали очень с охотой. Участок был разделён по разделам. И каждый класс, начиная с 5-ого, имели свои участки. Кто выращивал лук, другие морковь, огурцы, томаты, горох, просо, коноплю. И в праздник урожая осенью проводили итоги и награждали ценными подарками. Нас, группа девочек, в 6-ом классе наградили отрезами на платья. Это очень было приятно получить подарок, да причём перед всеми учащимися школы. Активное участие принимали в выращивании свеклы, моркови, лука, для колхоза или Свердлова (см. фото 3-7). Ухаживали за ягнятами, телятами на фермах колхоза. В наши школьные годы нам прививали большие навыки трудолюбия, дружбы, взаимопомощи. В 7-ом классе у нас была классная руководитель Мария Степановна. Она была биолог. За всё то, что нам дали учителя в те годы большое им спасибо (см. фото 1, 7) . Школа имела своё подсобное хозяйство, землю, называемое УЧХОЗ. Выращивали зерно, сено. Зерно частично продавали учителям, а сено, солому и часть зерна на корм лошадям. Отходами из интерната выкармливали свиней. Это было 2-3года, затем не стали разводить свиней. За свиньями были прикреплены старшие классы. А мясо шло на питание детям, живущим в интернате. Это было примерно в 1962-1963 годы. Старшим или ответственным был дядя Федя Быринов. Он стал конюхом вместо дяди Васи. Дрова тогда стали возить большею частью летом на машинах, но лошадей держали. Так как надо было весной пахать огороды, где выращивали картофель, лук, морковь. Те огороды, что не засеивались, их отдавали в пользование школы. На пришкольном участке в основном закладывались опыты. Зав участком была Симонова Евдокия Павловна. Это очень ответственный, любящий свой предмет учитель. Мы с ней работали очень с охотой. Участок был разделён по разделам. И каждый класс, начиная с 5-ого, имели свои участки. Кто выращивал лук, другие морковь, огурцы, томаты, горох, просо, коноплю. И в праздник урожая осенью проводили итоги и награждали ценными подарками. Нас, группа девочек, в 6-ом классе наградили отрезами на платья. Это очень было приятно получить подарок, да причём перед всеми учащимися школы. Из воспоминаний Валентины Михайловны Хлоповой. Я стала заведующей пришкольного участка в 1969 году. До меня участком занималась Валентина Фёдоровна Асанова, учитель биологии. Территория участка составляла 0, 49 га. Это была часть земли от старого здания школы и до границы сегодняшнего участка. Были большие парники – теплицы, в которых выращивали рассаду помидоров и реализовали её населению. На территории участка был дендрарий. Здесь выращивали различные породы деревьев: берёз, клёнов, акаций, бересклет. Главная роль участка была опытническая. Работали по заданию института растениеводства. Оттуда приходили семена различных трав, более 40 видов, которые высеивали на участке, а затем наблюдали. Была тесная связь сельскохозяйственной академией из города Саратова. Оттуда присылали семена сои, которую здесь мы выращивали, вели наблюдения. Этим занимались на пришкольном участке в период с конца 70-ого по 1982. В это время в школе выращивали кроликов, за которыми ухаживало среднее звено учащихся школы. На участке выращивали морковь и свёклу. Свою продукцию отправляли на выставки в Казань, Москву, где неоднократно занимали призовые места. (См.фото 7 Из воспоминаний Смирновой ТП Фото1. Фото2. Учащиеся на колке дров. Фото3. Барышникова-Севастьянова Н.Н. с классом на уборке свеклы. Фото4. Сбор урожая. Фото5. Погрузка свеклы. Фото 6 На обработке лука. Фото7. |