Пятница, 26.04.2024
Билярская средняя общеобразовательная школа
Меню сайта
Главная » Статьи » История школы

Билярская гимназия. Школа колхозной молодежи.
Билярская гимназия.

В лихие 20 годы школа пережила множество реорганизаций. Еще в 1915 году из реального училища она была переименована в Высшее начальное училище. В разгар революционных событий, в конце 1917 года, на базе школы открыта гимназия с четырехгодичным курсом. В конце 1918 года новая реорганизация – гимназия и старшие классы Высшего начального училища были преобразованы в Советскую трудовую школу второй ступени. Обучение мальчиков и девочек в ней было совместным.
Выпускник 1920 года Дмитриев ИП так пишет о школе и о времени: «Изучение предметов существенно отличалось от старой школы. Они изучались как логическое построение. Это был период наибольшего развития умственных способностей, умения анализировать и обобщать знания и впечатления, понимать по настоящему реальную жизнь, взаимоотношения людей , строение общества, давали ясное представление о светлом будущем». Дмитриев Иван Прокофьевич учился в гимназии, а затем в Советской трудовой школе первой ступени в 1917- 1920 годах, окончив ее, уехал из села. Всю жизнь он прожил в городе Львове и оставил подробные воспоминания о своей жизни в Билярске.
С первых дней в гимназии было организовано самоуправление. Открытым голосованием был выбран состав ученического комитета и «суда чести». Председателем «суда чести» была избрана ученица Лена Обрядина приехавшая из Петрограда. На заседаниях суда разбирали нарушения дисциплины, выполнение общественных поручений. Как меры наказания присуждали порицание, выговор и бойкот.
Коллектив учителей подобрался молодой и активный. «У нас сложились хорошие отношения с учителями. Мы невольно проникались уважением к ним. Они старались отдать все силы и знания, чтобы в понятной форме изложить свой предмет. Тогда были свежи еще идеалы народников «сеять разумное, доброе, вечное». Нас привлекала их высокая культура, интелегентность, терпимость к нашим недостаткам. Мы стремились подражать им» - пишет о своих учителях Дмитриев.
Директором гимназии был Аркадий Андреевич Ключарев. Он преподавал историю и увлек учащихся идеей построения бесклассового коммунистического общества, где все люди равны, имеют одинаковые права и обязанности, одинаково получают за свой труд, где нет ни богатых не бедных.
Учителем немецкого языка в гимназии служила Ольга Вяльбе, приехавшая из Кинешмы. Чтобы подорвать спекулятивную торговлю она ничего не покупала на рынке и окружающих пыталась в этом убедить.
На уроках литературы Валентина Сергеевна Скрыльникова, приехавшая из Симбирска, рассказывала о необыкнов6енном духовном даровании и способностях земляка ВИ Ульянова, знакомила с ее работами.
Математику и физику преподавал Михаил Иванович Крючков, только что окончивший Казанский университет. Внешним видом он очень напоминал студента: носил студенческую тужурку и шинель с кантами , темно- голубыми петлицами и позолоченными пуговицами. Со своими учениками он всегда был на равных.
Ученикам того замечательного времени скучать было некогда. Они самозабвенно творили- себя, страну… В конце 1919 года в школе возникла комсомольская ячейка из 5-6 человек. Называлась она Союз коммунистической молодежи (Сокомол). Первыми комсомольцами села были: Зубарев Ганя, Алексеев Павел, Садовников Борис. К началу 1920 года комсомольская группа составляла уже около 30 человек. Чуть позже, в 1923 году в школе была создан и пионерский отряд. По воспоминаниям пионеров того времени Мальцевой НИ, Обрезкова МС, Казанцевой МФ и др. Организаторами отряда были комсомолец Матвеев ИА и пионерка из Чистополя Нина Чугурова . Дни без остатка были наполнены учебой, трудом, творчеством. Учащиеся организовывали помощь раненым красноармейцам, работали на очистке дворов и ремонте домов семей красноармейцев. Участвовали в строительстве и оборудовании Народного дома, который был преобразован из лабаза купцов Тороповых. Заведующим Народного дома был Василий Георгиевич Листов. Он же был и режиссером театра. Самодеятельные артисты , по совместительству учителя начальных школ и гимназии, ставили множество произведений : «Бедность не порок», «НЕ в свои сани не садись». Все постановки пользовались неизменным успехом. На комсомольца Дмитриева была возложена организация струнного оркестра. Собрали с десяток гитар и балалаек, провели несколько сыгровок и с успехом выступали на концертах. Огромное впечатление на билярцев производило выступление народного хора под руководством учителя Ананьева. Спектакли и концерты в Народном доме проходили при скудном осещении. Горели всего две керосиновые лампы. Дома билярцев из- за нехватки керосина вообще освещались лучинами.
Часто педагоги и ученики собирались в школе и по вечерам. Два раза в неделю читали художественную литературу в слух. Особенно привлекала фантастика Герберта Уэльса. Плохо было с одеждой и обувью, но об этом забывали на общешкольных вечерах, где разыгрывали сцены из Чехова и Островского, декламировали, затевали общие игры. Танцевали под виртуозную игру на баяне Миши Орлова краковяк, польку, тустеп, вальс. Лучшими танцорами были: Маруся Лучанкина, Маруся Мясникова, Аркадий Перовский, Маруся Благовещенская. Признанными актерами в школе были: Саша и Костя Мюфке, Вася Мухин, Ная Лучанкина.
Ученики и учителя съехались в Билярск со всей огромной страны. В 1916 году в Билярске и окрестностностях были расселены несколько сот беженцев из Гродненской губернии , что стала прифронтовой полосой в Первую мировую войну. В те времена, особенно после Октябрьской революции , происходили бесконечные переселения. Масса семей оставляли голодные города и и возвращались в деревню к родственникам, где легче было прокормиться.
Осенью 1919 года, вскоре после начала учебных занятий, всех мальчиков 1902 года и старше призвали в Красную Армию для Всеобщего воинского обучения (Всеобуча). Было организовано несколько взводов по 50 человек в каждом. Обучение вели бывший фельдфебель царской армии товарищ Тюрин и унтер- офицер Зубарев. Учили маршировать, управляться с оружием, рыть окопы. Обучение окончено было в начале 1920 года. Вскоре ребятам понадобились навыки ведения боя, так как учащиеся – комсомольцы приняли участие в подавлении в феврале 1920 года восстания вильников.
Восстание охватило огромную территорию- Мензелинский, Бугульминский уезды Уфимской губернии и докатилось до Чистополя и Билярска Казанской губернии. Билярск был центром волости и именно здесь были организованы склады продовольствия реквизированного продовольственными отрядами у окрестных крестьян. Продовольствие предназначалось для отправки в центральные районы страны, где свирепствовал голод. Участниками восстания было захвачено село Шама, да и среди билярских крестьян вильникам очень многие сочувствовали. Несколько дней Билярск был на осадном положении. Старшеклассники патрулировали улицы . В село стянули 30 продотрядников и вооружили старшеклассников. На рассвете холодного февральского дня этими незначительными военными силами вильники были выбиты из Шамы. Жертву этих событий продотрядника И. Канунова похоронили при огромном стечении народа и под пение гимна «Мы жертвою пали в борьбе роковой» у здания школы. Позднее здесь же нашли свое успокоение первый военный комиссар Билярской волости К. Сучков, продовольственный комиссар Толмачев В. и А.Ахметшин.
К концу 20-х годов стране потребовались рабочие кадры, и школа пережила очередную модернизацию. В 1929 году она была переименована в школу крестьянской молодежи с обязательным семилетним обучением.

Михайлова ЕВ., учитель истории.



Школа крестьянской молодежи.

Билярск в 30-е годы еще более разросся- он стал центром огромного района. В 1930 году здесь был организован колхоз, в который входили в основном бедняки и батраки. В 1935 году колхоз им. Первого Мая был разделен на три: им. Куйбышева (председатель Серов Н.Ф.), им. Калинина (председатель Бутлеровский А.Н.), им. Кирова(председатель Бобков).В селе были огромное количество организаций, от МТС и Райвоенкомата до детского дома.
1929 стал для нашей школы годом очередной модернизации- она стала семилеткой. В этот период ее заведующим был Ширяев. Он был освобожден от должности летом 1933 года, при этом не последнюю роль сыграло то, что он был офицером царской армии, а в Гражданскую войну воевал на стороне белых.
Преемником Ширяева на посту заведующего стал Василий Георгиевич Листов. Он был сыном священника Билярской церкви.В революционные годы возглавлял Народный дом, был режиссером самодеятельного театра. Это увлечение он сохранил до конца жизни. В школе он с успехом преподавал химию. Всю свою жизнь он посвятил детям и возглавлял школу до 1955 года.
Школа была самой крупной в районе и являлась базой для проведения семинаров, совещаний. По воспоминаниям выпускников, доминирующим из всех методов обучения был метод Макаренко. Школа имела 20 га. земли, которую ученики сами обрабатывали, свое животноводческое хозяйство: три лошади, семь коров, кролики. Хозяйство было хорошим подспорьем в эти голодные годы.
Ученики собирались в семилетнюю школу со всего района. Выпускник школы родом из маленького села Амзи, Ермилов Сергей Васильевич вспоминал: «Она показалась мне большой, даже огромной. Особенно трудно было на переменах, два раза даже заблудился и поэтому ученик из Кульбаево стал моим проводником».
Выпускники, вспоминая своих учителей, употребляли эпитеты талантливые, одаренные, прекрасные. Наряду с Листовым, в школе долгое время проработали и оставили неизгладимый след в душах людей многие учителя. Савельев Павел Матвеевич, учитель немецкого языка, руководил еще и струнным оркестром. Так же в оркестре играли на мандолине преподаватель труда Девяткин Петр Семенович и на гитаре учитель математики Наталья Ивановна Павлова. Вместе с этими учителями в струнном оркестре на балалайках играли десять учащихся. Данилова Людмила Яковлевна имела прекрасный голос, и многие годы вела концерты художественной самодеятельности. Учителем татарского языка в начальных классах была Садыкова (Миндубаева) Галия. Учителем биологии работал увлеченный и педантичный во всем Немчинов Андрей Герасимович. Он был коренным билярцем, в детстве очень рано остался без отца. Андрей Герасимович был низенького роста, плечистый, с маленькой головой. Ученики дали ему прозвище «карась».
Школа жила активной, веселой, трудовой жизнью. Проводились концерты художественной самодеятельности и спектакли, лыжные и конькобежные соревнования, вечера антирелигиозной пропаганды. В действии пропаганду учащиеся школы увидели из окна школы, когда в 1938 году варварски был разрушен построенный руками народа и на деньги народа в конце 19 века красавец Собор.
В 1935 году в стране вводилось необязательное среднее образование, и школа стала средней. Первый свой выпуск средняя школа сделала в 1938 году. В выпускном классе было 15 человек: 8 юношей и 7 девушек. Всех их объединяло страстное желание учиться. Особенно выделялся Носов Петр, который по всем предметам успевал на «отлично». На выпускном вечере он был награжден похвальным листом и получил Аттестат с отличием. Сейчас он хранится в школьном музее. Среди выпускников 1938 года был и Ермилов Сергей Васильевич, который впоследствии был ее директором 20 лет. У каждого из этих людей были свои планы, но все их перечеркнула Великая Отечественная война.
Райвоенкомат находился рядом со школой, в одноэтажном деревянном здании. Из громкоговорителя, установленного у военкомата все село узнало о войне. Именно со школьного двора более 700 наших земляков ушли защищать Родину. «Билярцы дрались с ненавистным врагом как львы. Ни один не опозорил себя, свое родное село, свою Родину» - написал боевой генерал ФГ Булатов в книге «Будни фронтовых лет».
В музее школы хранится особенный, бесценный экспонат – Книга приказов военного времени. Эти две простые ученические тетради вместили боль и слезы, труд и радость военных лет. Были призваны на фронт многие учителя: Белов РН, учитель литературы, погиб в1945 году; Девяткин ПС, учитель труда, погиб; Сафонов ГА, завуч и преподаватель математики, погиб в1944; Канунов СИ, учитель начальных классов, пропал безвести; Беляев АИ, военрук. После ранений вернулись в родную школу Матросов ГП, преподаватель труда и физкультуры, Елдашев ВИ, учитель химии.
Педагогический коллектив школы в годы войны пополнился учителями из состава эвакуированных в Билярск беженцев. У многих из них билярцы запомнили только имя и отчество, но память о них и благодарность живы.
Школа жила своей жизнью. По воспоминаниям Таширова АГ и Серовой АВ учебные классы, как правило, были переполнены. В одном классе могло быть до 30 учащихся, по 3-4 человека за одной партой. Парты были чёрного цвета с наклонными столами и с откидной доской. Учитель имел стол и стул в начальных классах, а в старших классах учитель стоял за кафедрой. Классная доска была прибита к стене и покрашена в черный цвет. Учиться было трудно, не хватало тетрадей, учебников. Часто одной книгой пользовались 5-6 учащихся. В школу ходили с портфелями, а у кого не было с тряпочными сумками. Установленной формы одежды не было. Школа плохо отапливалась, и дети сидели в тёплых вещах. Но требования к чистоте и опрятности внешнего вида не отменялись. Девочки  заплетали волосы в косы, завязывали хвостики с бантами, носили короткие стрижки. У мальчиков были короткие стрижки. В школе кормили не всех, а только тех, у кого отцы были на фронте или погибли. Кто мог, брал с собой кусочки хлеба. Продукты получали по карточкам на каждого члена семьи. Колхозники карточки не получали. Хлеб давали по 300-400-600 граммов на человека.
Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. Ежедневно проводили зарядку. Учитывая военное время, нужно было обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, их готовность защищать Родину. Для этого из учащихся были сформированы роты и взводы. Детей фронтовиков освобождали от оплаты за учёбу. Многим учащимся была оказана материальная помощь.
Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов. Ведь в селе остались старики, женщины и дети. Ребята пололи овощи, собирали и возили их на склад, работали на уборке сена, хлеба, возили воду на парники. Осенью, уже во время учебных занятий, помогали убирать картофель, собирали колоски. За это им давали 200 грамм муки на «затируху» и 200 грамм хлеба. Интенсивную деятельность ученики развивали по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активно помогали семьям фронтовиков. Военное время требовало от учителей и учащихся от всей страны, огромной выдержки, терпения, стойкости.
Михайлова Е.В., учитель истории.

Категория: История школы | Добавил: vital (02.11.2009)
Просмотров: 1500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Год космонавтики
-->
Саит Билярской школы!